Начиная с 1953 года обширные исследования в области разработки процессов выделения н-парафинов из нефтяных фракций на цеолитах ведутся в ГрозНИИ [43].
Для парафинизации летних сортов топлива применяют также метод каталитической обработки - процесс гидрокрекинга - гидродеизомеризация [44], проводимый в одну ступень на сероустойчивом катализаторе, содержащем галогены, или в две ступени - глубокая гидроочистка и гидроизомеризация. В одноступенчатом процессе выход топлива с температурой помутнения -25°С и застывания -35°С составляет 85%. Выход топлива при двухступенчатой очистке составляет около 70%, но топливо обладает низкими температурами помутнения -35°С и застывания -45°С.
При эксплуатации автотракторной техники, в условиях низких температур окружающего воздуха, в случае отсутствия зимних сортов топлива широко применяется разбавление бензином, керосином дизельных топлив марки “Л”. Физическая суть этого способа — повышение растворимости и снижения концентрации парафинов в топливе, приводящее к понижению температуры его помутнения и застывания.
В соответствии с ГОСТ 18499-73 допускается применение смеси летнего дизельного топлива и осветительного керосина, (обеспечивающего более мягкую работу дизелей). Для практического применения рекомендуется использовать: при температуре наружного воздуха до минус 20 °С — смесь из 60 % дизельного летнего топлива и 40% осветительного керосина; при температуре от минус 20 до минус 30 °С — смесь из 40 % дизельного топлива и 60% керосина. Смесь из 50 % дизельного топлива и 50% керосина также обеспечивает нормальную работу дизелей при температуре наружного воздуха до минус 37 °С [7].
При температуре воздуха от минус 20 до минус 30 °С к зимнему дизельному топливу следует добавлять 10 % керосина, а в диапазоне температур от минус 30…35 °С — до 25 % осветительного керосина. Считается, что добавление 25 % осветительного керосина снижает температуру застывания на 8 .12 °С. Иногда в заводских инструкциях имеются указания на то, что добавлять в дизельное топливо более 30 % керосина не следует из-за ухудшения пуска и увеличения жесткости работы двигателя. Это указание справедливо по отношению к тракторному керосину. Следует помнить, что вязкость смеси дизельного топлива с керосином в большей степени снижается при низкой температуре и в меньшей — при повышенной. При нагревании дизельного топлива от 0 до 80 °С вязкость снижается на 25 .30 %, а при нагревании его смесей с керосином в таких же пределах — на 15 .25 %.
Концентрация бензина [20] в дизельном топливе представлена в таблице 2.15.
Таблица 2.15. Изменение низкотемпературных свойств дизельного топлива при добавлении бензина
Свойство |
Стандарт BS 2869 |
Содержание бензина, % | |||
0 |
10 |
20 |
50 | ||
Температура, К (0С) | |||||
помутнения |
- |
270 (-3) |
267 (-6) |
265 (-8) |
259 (-14) |
CFPP |
258 (-15) |
263 (-10) |
258 (-15) |
254 (-19) |
245 (-28) |
вспышки |
329 (56) |
349 (76) |
273 (0) |
253 (-20) |
229 (-44) |
Вязкость, сСт при 313 К (40 0С) |
2.5 .5.0 |
3.38 |
2.57 |
1.84 |
0.98 |
Плотность, кг/м3, при 288 К (15 0С) |
835 .865 |
850 |
840 |
829 |
799 |