Бесперебойная работа станции в зимних условиях зависит от всесторонней подготовки станционного хозяйства и проведения технологических и технических мер, обеспечивающих выполнения установленных качественных и количественных показателей.
До наступления зимы территория станции полностью очищается от мусора, шлака, посторонних деталей верхнего строения пути ,металлических деталей, оставленных после ремонта вагонов, и подготавливают ее к работе снегоуборочной техники.
Пути и погрузочно-выгрузочные фронты грузового двора освобождают от ранее выгруженных грузов.
Тщательно проверяется действие маневровой радиосвязи, парковой двусторонней связи, освещение территории станции, грузового двора, пассажирских платформ, устройств пневмообдувки, освещение и отопление служебно-технического здания и в необходимых случаях производится их утепление.
Создается необходимый запас песка для посыпки территории грузового двора, грузовых фронтов на местах общего пользования, горловин и междупутий станции, маршрутов служебного прохода.
Укомплектовывается снегоуборочный инвентарь.
До наступления зимы укомплектовывается штат работников станции и прежде всего работников ведущих профессий. Проводится дополнительный инструктаж и обучение работников станции, впервые вступающих в зиму в данной должности. Они закрепляются за наиболее опытными работниками. Подготовка станции к работе в зимних условиях производится по заранее разработанным мероприятиям, которыми определяются ответственные исполнители и сроки выполнения работ.
Выполнение разработанных мероприятий обеспечивает бесперебойный прием и отправление поездов, выполнение маневровой и грузовой работы, эффективное использование снегоуборочной и снегоочистительной техники, бесперебойный завоз и вывоз грузов на места общего пользования, устойчивую работу п\путей предприятий, примыкающих к станции.
Основой организации работ по борьбе со снежными заносами является оперативный план очистки от снега стрелок, станционных путей и уборка снега со станции, разрабатываемый начальником дистанции пути совместно с начальником станции.
Планом предусматривается:
- способы и очередность очистки горловин и станционных путей;
- организация и проведение защиты станции от снежных заносов;
- организация работы снегоочистительной техники;
- потребность в машинах, механизмах, локомотивах, подвижном составе, рабочей силе, инвентаре и инструменте;
- определяются места выгрузки собранного снега.
Вступая на дежурство, дежурный по станции знакомится с прогнозом погоды на смену и инструктирует о нем работников смены.
С наступлением метели или снегопада дежурный по станции совместно с дорожным мастером организует очистку и уборку снега, не допуская накопления снега, образования снежных валов на междупутьях и горловинах станции.
В первую очередь производится очистка от снега стрелок и горловин парков: приема, транзитного, сортировочно-отправочного. Затем производится очистка стрелок и горловин сортировочного, малого сортировочного парков, грузового двора, а также горочных устройств.
При этом особое внимание обращается на своевременную очистку стрелок электрической централизации.
В транзитном парке в первую очередь очищается путь, на который предусматривается прием очередного поезда.
Очистка путей парка отправления и сортировочно-отправочного производится, как правило, вслед за отправленным поездом.
Работа снегоуборочной техники в сортировочном и малом сортировочном парках должна быть увязана с организацией расформирования составов и использованием скользящей специализацией сортировочных путей.
На грузовом дворе первым очищают пути, на которых выполняется наибольшая работа по погрузке-выгрузке грузов, затем остальные.
Аналогичным образом производится очистка снега подъездных путей.
Очистка путей и горловин станции от снега производится снегоочистительной, снегоуборочной техникой, а также вручную. В этом случае снег грузится на снеговой поезд, сформированный из порожних платформ.
При очистке путей снегоочистителем наиболее целесообразно переваливать снег на определенный путь, откуда он убирается снегоуборочной машиной.
Выгрузка снегоуборочных машин и снеговых поездов производится на путях № .
В период сильных метелей и снегопадов для очистки от снега стрелок и горловин станции могут привлекаться работники всех служб и подразделений станции, а также организаций и промышленных предприятий города. В этом случае ответственность за инструктаж, обучение и технику безопасности привлекаемых работников возлагается на работников пути.