Процесс сгорания сопровождается чрезвычайно сложными физико-химическими явлениями, которые развиваются в зависимости от большого числа трудно учитываемых факторов. Это обстоятельство очень усложняет математическое описание процесса, поэтому в настоящее время нет практически приемлемого метода точного расчета не только текущих, но и конечных его параметров. Необходимые при расчете рабочего цикла параметры конца сгорания обычно получают в результате простого термодинамического расчета, выполняемого по идеализированной схеме и дающего только общее приближение к действительным условиям. Основной недостаток этого метода состоит в том, что он не учитывает действительного закона тепловыделения, подменяя его подводом теплоты при простых термодинамических процессах (изохорном и изобарном) с введением эмпирических поправочных коэффициентов.
Расчет процесса сгорания состоит из двух разделов - термохимического и термодинамического.
Количество воздуха, необходимое для сгорания топлива, можно установить из стехиометрических уравнений химических реакций.
В итоге, сгорание углеводородного топлива описывается следующими уравнениями:
С + О2 = СО2 (2.2.1)
2С + О2 = 2СО (2.2.2)
2Н2 + О2 = 2Н2О (2.2.3)
Принимая во внимание атомные и молекулярные веса элементов и выражая газообразные компоненты в молях, можно получить соответственно
12 кг С + 1 моль О2 = 1 моль СО2 (2.2.4)
24 кг С+ 1 моль О2 = 2 моль СО (2.2.5)
4 кг Н2+ 1 моль О2 = 2 моля Н2О (2.2.6)
Из уравнений (2.2.4…2.2.6) определяется количество молей воздуха Мо, теоретически необходимое для полного сгорания 1 кг топлива:
, моль/кг топлива (2.2.7)
где 0,21 — объемное содержание кислорода в воздухе;
С, Н, О — весовая доля углерода, водорода и кислорода в элементарном составе топлива.
Элементарный состав топлива можно принять для бензина – С = 0,855 и Н = 0,145.
Действительное количество воздуха М, участвующее в сгорании, обычно не равно теоретическому Мо и составляет
M = αMo, (моль/кг топлива) (2,2,8)
где α – коэффициент избытка воздуха при сгорании.
Для карбюраторных двигателей α = 0,8-1,15 в зависимости от режима работы. При расчете рабочего процесса обычно принимается α = 0,85…0,9.
Число молей свежего заряда, поступившего в цилиндр за время впуска в двигателях с внешним смесеобразованием
, (моль/кг топлива) (2,2,9)
где μТ – молекулярный вес паров топлива (μТ = 114 кг/моль);
в двигателях с внутренним смесеобразованием
М3 = М = α М0 (моль/кг топлива) (2.2.10)
Число молей продуктов сгорания, образующихся при сгорании 1 кг топлива, также определяется из уравнений (2.2.4…2.2.6).
Если сгорание происходит при α > 1, то число молей продуктов сгорания равно
МГ = МСОг + МНг0 + МN2 + МОг (моль/кг топлива) (2.2.11)
Из уравнений (2.2.4) и (2.2.6) следует, что
Число молей азота при сгорании не изменяется, поэтому
MN2=0,79M = 0,79α M0 .
Число молей избыточного кислорода равно
МОг=0,21 (M - Мo) = O,21 Мо (a- 1).
Подставляя найденные количества компонентов продуктов сгорания в уравнение (2.2.11), получим