Концом теплоподвода в любом случае считается точка z. Однако действительный процесс тепловыделения, развивающийся с конечной скоростью, не заканчивается в точке z, поэтому в термодинамическом расчете учитывают незавершившееся сгорание специальным поправочным коэффициентом полезного тепловыделения ξ. Кроме отличия действительной скорости сгорания от закона теплоподвода, принятого в расчетном цикле, коэффициент ξ учитывает потерю части выделившейся теплоты вследствие теплоотдачи в стенки, утечки газа и диссоциации.
Таким образом, условное количество активной теплоты, выделившееся в процессах cz или cz'z, считается равным
Q = ξQT (ккал/кг топлива) (2.2.21)
где QT -полное количество теплоты, выделяющееся к концу реального процесса сгорания.
Обычно для двигателей с принудительным воспламенением ξ = 0,82 - 0,9.
Количество теплоты QT может быть определено по формуле
Qt = Qh - AQh. cr (ккал/кг топлива) (2.2.22)
Где QH – низшая теплота сгорания топлива, ккал/кг;
AQн cr. — потеря части теплоты вследствие физической и химической неполноты сгорания, ккал/кг.
Неполнота сгорания обычно учитывается только для двигателей с принудительным воспламенением при работе на обогащенной смеси и может быть подсчитана по формуле
AQh. cr = 14 700 (1 — α) (ккал/кг) (2.2.32)
Низшая теплота сгорания топлива QH для бензина принимается в пределах: 10100—10500 ккал/кг.
Термодинамический расчет цикла двигателя с принудительным воспламенением характеризуется тем, что подвод теплоты считается изохорным и поэтому работа L при сгорании отсутствует.
В этом случае
(ккал/кг) (2.2.33)
или с учетом уравнений
(ккал/кг топлива) (2.2.34)
(ккал/кг топлива) (2.2.35)
имеем
(2.2.36)
Среднюю мольную теплоемкость продуктов сгорания при α < 1 можно определить по формуле
= (4,4 + 0,62α) + (3,7 + 3,Зα)10-4Тz (ккал\молъ-град) (2.2.37)
Решение квадратного уравнения (2.2.36) дает расчетную температуру Тг продуктов сгорания двигателя с принудительным воспламенением, которая обычно равна 2500—2700° К.
По найденной температуре Тг определяется расчетное максимальное давление цикла:
Рг = (кг/см2) (2.2.38)
(2.2.39)
где λ — степень повышения давления при сгорании.
Обычно для современных бензиновых двигателей расчетная величина pz = 40 -70 кГ/см2, что значительно превышает реальные давления газов в цилиндре.
Поэтому при построении расчетной индикаторной диаграммы найденное давление уменьшают, умножая на поправочный коэффициент 0,85. Необходимость такого корректирования результатов расчета вызвана тем, что реальный процесс сгорания протекает не по изохоре и принятая часть теплоты топлива выделяется, когда объем камеры сгорания уже существенно больше минимального объема Vc , а давление снизилось в результате расширения.