Мг = (2.2.12)
или, учитывая уравнение (2.2.7), получим окончательно число молей продуктов сгорания при α > 1
Мг = (моль/кг топлива) (2.2.13)
В случае сгорания с недостатком воздуха (α < 1) часть углерода и водорода окисляется не полностью и в продуктах сгорания присутствуют окись углерода и свободный водород:
МГ = МСО2 + МCO + МН20 + МН2+ МN2 (моль/кг топлива). (2.2.14)
Предполагая, что неполному окислению подвергаются доли углерода и водорода, оцениваемые коэффициентами φ и φ1 можно записать
и .
Тогда число молей продуктов полного окисления будет равно
и
Число молей азота остается равным
MN2 = 0,79αM0.
Общее количество продуктов сгорания в этом случае будет равно
(2.2.15)
или после преобразования
(моль/кг топлива) (2.2.16)
Как видно из уравнений (2.2.2) и (2.2.3), в реакциях неполного окисления углерода и частичного сгорания водорода происходит удвоение числа молей газов. Поэтому число молей продуктов сгорания в этом случае оказывается больше числа молей свежего заряда. Это увеличение тем больше, чем больше продуктов неполного окисления углерода, т.е. чем меньше коэффициент избытка воздуха α.
Отношение числа молей МГ к М3 называется коэффициентом молекулярного изменения горючей смеси
(2.2.17)
Действительное изменение числа молей будет несколько меньшим из-за наличия в цилиндре остаточных газов, определяемых величиной γг.
Поэтому коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси равен
(2.2.18)
Учитывая, что получим
(2.2.19)
Увеличение числа молей, а следовательно, и объема продуктов сгорания способствует дополнительному повышению давления при выделении теплоты и увеличивает работу расширения газов. Обычно для двигателей с принудительным воспламенением β = 1,07 – 1,1.
Целью термодинамического расчета процесса сгорания является определение конечных температуры и давления при заданном количестве подведенной теплоты, Эта задача решается путем применения уравнения первого закона термодинамики:
Q = ΔU + AL (ккал) (2.2.20)
где Q – количество теплоты, подведенное в данном процессе;
ΔU - изменение внутренней энергии в том же процессе;
А — тепловой эквивалент работы, равный (1/|427 ккал/кГ*м);
L - совершенная газом или подведенная к нему внешняя механическая работа, (кГ*м).
Расчет процесса сгорания обычно ведется для 1 кг топлива. Из-за невозможности учета действительного закона тепловыделения принимается, что теплота в расчетном цикле подводится по изохоре в двигателях с принудительным воспламенением.