-через 5 мин сушки к лаку не пристает пыль;
-через 15 мин — не пристает ладонь руки;
-через два часа лак затвердевает.
Сушку можно ускорить нагревом в течение 30 мин в камере при температуре 60—80 °С или установкой рефлекторов на расстоянии 70 см в течение 20 мин. Пленка лака после сушки хорошо блестит, тем не менее блеск можно улучшить посредством полировки, которую производят только после твердой сушки. При воздушной сушке полировку желательно производить спустя 6 ч. При горячей сушке ее производят после достаточного охлаждения окрашенной поверхности.
Металлизированные лаки. Это лаки с металлическими красителями и пигментами, обеспечивающими цвет. Основные металлические красители изготовляют на основе алюминия или бронзы. Наиболее часто используют в металлизированных лаках краситель из алюминиевых блесток. Мелкие металлические частицы отражают окружающий свет, что и придает краске особый металлический блеск. Эффект зависит от размера блесток, их формы, цвета и распределения в наложенной пленке краски. По данным некоторых изготовителей, алюминиевые блестки имеют следующие параметры: толщина — 1 мкм, диаметр — 60, 80 или 100 мкм.
Впервые эти лаки появились в 1960 году и приготовлялись на основе глифталевых красок. Однако окисление этих лаков приводило к ухудшению блеска алюминиевых частиц, которые наиболее сильно подвергались воздействию атмосферных агентов.
С изобретением акриловых лаков, применение металликов значительно расширилось. Металлические частицы окисляются гораздо меньше, и блеск их намного интенсивнее ввиду высокой прозрачности акриловых лаков.
Преимущества и недостатки металлизированных акриловых лаков те же, что и непрозрачных акриловых лаков.
Наносят лак краскораспылителем с соплом 1,6— 1,8 мм, расстояние между соплом и окрашиваемой поверхностью выдерживают в пределах 20—25 см. Вначале наносят связывающий слой или первый тонкий слой, а затем два влажных слоя. Последним наносят металлизированный слой, при этом расстояние между краскораспылителем и поверхностью увеличивают до 30 см, для обеспечения равномерности и лучшего расположения алюминиевых частиц.
Двухслойное покрытие металлизированными лаками первоначально появилось на автомобилях в начале 70-х годов, потом технология быстро распространилась на большинство производимых автомобилей. Широко используются две группы лаков: глифталевые реактивные и акрилполиуретановые (с более высокими характеристиками). Лаки этих групп состоят из матовой металлической основы и одного или двух компонентов в зависимости от марки лака. Двухсоставные лаки придают поверхности блеск, отражательную способность и стойкость к различным внешним воздействиям.
Краска расфасовывается в банки либо с заданным цветом, либо с цветом основы. В последнем случае мастер составляет необходимый колер, руководствуясь формулой состава, указанной в микрокарте изготовителя.
Окрашиваемую поверхность сначала покрывают глифталевым грунтом, если последующее покрытие является покрытием той же основы. Если не так, сначала следует нанести полиуретановый двухсоставный грунт.
Марки двухслойных лаков могут в значительной степени отличаться друг от друга как по вязкости и точности соответствия восстанавливаемому цвету, так и по легкости в работе, не исключая, конечно, покрывающую способность каждого из них. Во всех случаях перечисленные ниже рекомендации окажутся полезны тем, кто собирается освоить технологию покраски автомобиля.
Технология покрытия двухслойными лаками сопло для краскораспылителя должно быть диаметром 1,6—1,8 мм. Расстояние между окрашиваемой поверхностью и соплом — в пределах 20 см. Сначала наносят слой сцепления или первый тонкий слой с последующим наложением двух влажных слоев. Далее наносят металлизированную пленку, чтобы обеспечить благоприятное расположение алюминиевых частиц и избежать возможности образования прожилок на окрашенной поверхности. После этой процедуры перед нанесением лака при температуре 20 "С следует выждать 10—15 мин.