- раскредитование перевозочных документов на прибывшие грузы;
- доставка груза на грузовой двор станции и сдача к перевозке;
- получение, погрузка груза на автомобильный транспорт, доставка на свой склад;
- получение в товарной конторе квитанций о приеме грузов к перевозке;
- получение накладных и других перевозочных документов на прибывшие грузы;
- заполнение бирок отправительской маркировки.
Многие отправители и получатели заинтересованы в дополнительных услугах транспортных предприятий:
- получение предварительной информации о подходе поездов под выгрузку;
- уведомлении грузополучателей об отправлении в их адрес грузов;
- проверке количества мест и веса груза;
- переупаковке, обшивке грузов, исправлении тары, нанесении специальной маркировки и др.
Выполнение таких операций отправителями и получателями на одну отправку затрачивается много времени, плохо используется автотранспорт, осложняется работа станций, так как им приходится иметь дело с большим количеством организаций и лиц, участвующих в оформлении перевозок. Весьма значительное улучшение в работе станций может быть достигнуто при таком обслуживании отправителей и получателей, когда все операции, которые не являются обязательными для железных дорог, берут на себя специализированные предприятия, называемые транспортно-экспедиционными.
Транспортно-экспедиционные операции составляют весомую часть перевозочного процесса, их выполнение связано с основной деятельностью транспорта. Этими операциями начинается и завершается перевозка грузов с применением наиболее современных и эффективных методов "от склада отправителя до склада получателя" без непосредственного участия грузовладельца, который освобождается от многочисленных действий, связанных со сдачей и приемом груза на станциях железных дорог.
Для того чтобы максимально улучшить вспомогательные транспортно-экспедиционные операции и качественно улучшить перевозочный процесс, должны обязательно предусматриваться следующие условия:
- прием к перевозке грузов на складах отправителей и выдача прибывших грузов на складах получателей;
- централизованная доставка грузов автотранспортом;
- выполнение всех погрузочно-разгрузочных работ;
- оформление документов, связанных с транспортировкой грузов, и централизованные расчеты за все виды перевозок и другие услуги;
- информация отправителей и получателей о прибытии грузов.
Транспортно-экспедиционное услуги призваны обеспечить соединение всего комплекса вспомогательных работ в единый непрерывный перевозочный процесс.
Основанием для транспортно-экспедиционного обслуживания является договор, заключаемый между отправителем, получателем и транспортно-экспедиционным предприятием.
Договор на транспортно-экспедиционное обслуживание предусматривает выполнение всего комплекса транспортно-экспедиционных операций, включая доставку груза на станцию и вывоз с нее на склад грузополучателя. Когда транспортно-экспедиционная организация не располагает собственным автомобильным транспортом, она привлекает его в сторонних организациях, предусмотренным договором для централизованного завоза и вывоза грузов. При этом водитель автотранспортной организации совмещает функции экспедитора (прием, сдачу и сопровождение груза) и выступает перед отправителем, получателем и дорогой как представитель транспортно-экспедиционной организации.
Технологическое взаимодействие железнодорожных станций с автомобильным транспортом при осуществлении транспортно-экспедиционных операций базируется на применении комплексных технологических процессов, системе планирования работы, тесном содружестве всех работников и максимальном выполнении перегрузочных работ по прямому варианту "вагон-автомобиль".
Доставка грузов на станции и со станций автотранспортом общего пользования для всех отправителей и получателей получила название централизованного завоза и вывоза грузов. Завоз и вывоз грузов автотранспортом отправителей и получателей отвлекает большое количество автомобилей, которые скапливаются на станциях и длительно простаивают в ожидании сдачи или получения грузов.